размещено 10.10.17
Интегрированное погружение в предметы филологического цикла и метапредметный проект «Лишь Слову жизнь дана»
Традиционно в школе 5 и 7 октября в школе было проведено интегрированное погружение в предметы филологического цикла и метапредметный проект «Лишь Слову жизнь дана».
Работа в начальной школе строилась по следующему алгоритму:
Тема для погружения для 1-4 классов была «Такая разная поэзия..." (Мазуренко Н.Н., Иосипенко Л.Д., Беляева Н.В.).1 классы «погружались» в сказочную поэзию. Занятия были направлены на знакомство со сказками и сказочной поэзией В.Сутеева и С. Козлова. Знакомились с произведением В.Г. Сутеева “Палочка-выручалочка”, учились реагировать на поступки героев, давать им оценку.
Вторые классы (Болдырева Л.А, Осипова В.А., Сафонова В.С.) изучали юмористическую поэзию, знакомились с поэтами-юмористами, с игровыми и анималистическими стихами.
Третьи классы (Валяровская О.Ф., Солодилова Г.Н., Мельникова Н.В.) «погружались» в лирическую поэзию. Выявляли особенности поэзии Ф.Тютчева, К.Бальмонта. Пытались воссоздать картины природы, читая и слушая их лирические произведения.
Четвёртые классы (Вишнякова Г.В., Клочкова Н.Г.) знакомились произведениями ямальских поэтов.
В результате этой деятельности были разработаны и представлены следующие продукты: в первых классах диафильм к сказке В.Г.Сутеева “Палочка-выручалочка”, во-вторых классах - книжки-малышки с иллюстрациями к юмористическим произведениям, в-третьих классах - аппликация «Осенний ковёр» с цветными листьями, на которых написаны четверостишия или обращение от имени листьев, в-четвёртых классах- сборник стихов о нашем крае, сборник стихов собственного сочинения.
Таким образом, интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на освоение знаний, у учеников повышается интерес к процессу обучения, формируется устойчивая мотивация, становятся разнообразными виды учебной деятельности на уроках, что положительно сказывается на результатах учебного труда школьников.
Работа в основной школе имела следующую структуру:
6 классы «погружались» в русские и зарубежные сказки. Занятие было направлено на реализацию следующих целей: приобщение школьников к ценностям художественной литературы; представить учащимся разнообразный мир литературной сказки; развивать речь учащихся, совершенствуя их речь и выразительность, пополняя их лексикон новыми литературными терминами; учиться составлять термины литературного характера и играть роли сказочных героев. Продуктом деятельности шестиклассников стали: рисованная обложка к сказке Л.Н.Толстого "Верблюд"; интервью современного школьника с Чипполино; составление сказки на современный лад со словом «вертолет», по опорным словам, из сказки "Красная шапочка". Все мини-проекты были представлены на итоговой защите.
7 классы «погружались» в древнерусскую литературу и оформляли литературные газеты в древнерусском стиле, а также ребята показывали костюмированные мини-инсценировки из древнерусских произведений ("Житие Сергия Радонежского" и "Повесть о Петре и Февронии Муромских").
Учащиеся 8А и 8Б классов занимались изучением литературных произведений 19 века на исторической основе. Это занятие является продолжением целого ряда уроков, посвященных патриотизму, духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы и истории. На этом занятии продолжалось формирование и развитие гражданской позиции, чувств любви к России, уважения к ее историческому прошлому. Данное интегрированное занятие является благодатным материалом, для установления межпредметных связей, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить взаимосвязь литературного, изобразительного творчества с историческими событиями России. Произведения, рассматриваемые в рамках занятия, напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека и имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся, образную речь. На занятии использовались нетбуки с выходом в интернет в каждой группе; раздаточный материал. Продуктами деятельности были: видеоролик-интервью с Наполеоном; обзорная экскурсия по историческим событиям 19 века на примере литературных произведений; инсценированная интерпретация отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".
Учащиеся 9А и 9Б классов работали над изучением древнерусской литературы на примере исторического памятника «Слово о полку Игореве». Учащимися была прослушана небольшая лекция и просмотрен видеофрагмент произведения в современной интерпретации; проведена групповая работа по изучению исторических источников, карты, к тексту «Слова…». Учащиеся доказывали, что поход князя Игоря был изначально обречён на поражение. Также ребята изучили исторические материалы «О походе князя Святослава Киевского в 1184 году» и составили сравнительную характеристику фактов истории, отразившихся в «Слове о полку Игореве» и мифопоэтической основы «Слова..»
Кроме того, девятиклассники рассмотрели картины художников, иллюстрировавших «Слово..», соотнесли их с текстом. Доказали, что произведение несет не только историческую и мифологическую ценность, но и тесно связано с искусством. Представили свои выводы. Ребята также работали переводчиками и представили собственный перевод фрагмента древнерусского памятника. Выступили с небольшой, но убедительной речью, доказывающей, что “Слово о полку Игореве” не просто памятник древнерусской литературы, “Слово...” — современно.
В течение второго урока учащиеся попытались определить группу-лидера по содержанию и пониманию «Слова о полку Игореве» в интеллектуальной игре «Узнай себя» и выполнили творческие задания.
Продуктом деятельности микрогрупп был диалог современного школьника с князем Игорем и постановочное представление эпизодов из исторического памятника.
Учащиеся 10А класса работали над драматургией в литературе 19 века на примере произведений А.Островского. На первом уроке учащимися были изучены теоретические материалы по теме с использованием средств ИКТ и представлены творческие задания по группам. На втором и третьем уроках на основе содержания пьесы «Гроза» ученики готовили инсценировку отдельных эпизодов драмы. При защите мини-проектов десятиклассники инсценировали на сцене финал пьесы.
Учащиеся 11А класса на занятии по теме: "В начале было Слово,- рассматривали евангельские мотивы в русской литературе. Начали учащиеся работу с "Книги книг" - "Библии". Затем вспомнили авторов и произведения, в которых имеется обращение к библейским мотивам.
Подробно остановились на анализе повести Л.Андреева "Иуда Искариот".
Завершилась работа составлением своих стихотворений, отражающих евангельские мотивы. Эта работа была представлена на завершающем этапе погружения - защите проектов.
В основной школе учителями английского языка был реализован проект «Лишь Слову жизнь дана».
Учителями английского языка для работы были подготовлены 8 станций. На всех станциях работали по 4 разновозрастные группы.
Тематика станций была интересной и познавательной. Каждая станция была посвящена той или иной теме, что способствовало прочному усвоению программного материала, формированию и закреплению у учащихся навыков иноязычной речи.
Для успешной реализации поставленных задач членами МО использовались различные формы проведения мероприятия
Станция 1
(Две одинаковые станции для 5-7 классов и 8-11 классов)
“Young Shakespeares” (Маленькие Шекспиры). На этой станции, учащиеся демонстрировали свои актерские способности, заучивали свои роли, затем разыгрывали спектакли на английском языке. Спектакли были разнообразны.
Станция 2
(Две одинаковые станции для 5-7 классов и 8-11 классов)
“Let’sgo!” (Поехали путешествовать!). На этой станции учащимся предлагалось отгадывать загадки про англоговорящие страны. Дети обсуждали достопримечательности каждой страны. Итогом обсуждения было создание коллажа по четырем странам – Великобритания, США, Канада, Австралия.
Станция 3
(Две одинаковые станции для 5-7 классов и 8-11 классов)
“Turnon… Tunein!” (Включай и зажигай!). На этой станции, учащиеся получали тексты известных английских песен, изучив которые они должны были их спеть (караоке).
Станция 4
(Две одинаковые станции для 5-7 классов и 8-11 классов)
“Yummy-Yummy” (Ням-Ням). Данная станция была кульминацией нашего проекта. На этой станции, учащиеся готовили разные фруктовые и овощные салаты, разные виды бутербродов по предложенным рецептам. Учащимся данная станция очень понравилась, бутерброды и салаты получились очень вкусные.
Учащиеся проявили интерес и активное участие. Учителями использовались элементы информационной и игровой технологий. При этом так же учитывались и возрастные особенности учащихся. Конкурсы отличались большим количеством информации познавательного характера. Проведенное мероприятие можно оценить, как способствующие обогащению жизненного опыта школьников и воспитывающие эстетические и нравственные чувства.
Проведение подобных мероприятий позволяет обеспечить довольно высокий уровень усвоения реалий, национально-специфической информации, развитие социально-культурной компетенции учащихся, повысить мотивацию к изучению иностранных языков, развивать творческие способности учащихся. Необходимо отметить, что такого рода мероприятия позволяют совершенствовать педагогическое и методическое мастерство. |